Карл Вайсготт
"Над собором из пепла - ветер."
Баннер на главной странице этого сайта сообщил мне, что где-то есть конкурс на "Лучшую статью о современном искусстве". Есть - и есть, подумал я, мне-то что, тем более, что я в жизни не написал ни одной статьи и далек от искусства. Но потом меня почему-то потянуло на размышления. И вообще мой блог: что хочу, то и пишу.

Недавно я был в Государственной Третьяковской Галерее. Далеко не первый раз, но первый раз более менее самостоятельно. "И причем тут современное искусство?" - спросил бы внимательный читатель, если бы он у меня был. Но обо всем по порядку. Гуляя по ГТГ можно, довольно условно, проследить весь путь русской живописи.
Гениев нам подарил золотой ХIХ век. Это всем известные замечательные люди, картины которых роднит одно - единство формы, содержания и идеи. Они обращаются в своем творчестве не к жанру или форме - они обращаются к теме, и это делает большую часть их работ несказанно прекрасными, поднимая на недостижимую высоту. Техника живописи достигла совершенства, соединив в себе классическое прошлое с "вольным" будущим, и в этих картинах "авторский стиль" - это не какой-то едва уловимый эфир, или наоборот нечто, заслоняющее собой все полотно как рожа сфотографировавшегося туриста заслоняет собой памятник, на фоне которого он сфотографировался - нет, это прекрасная и органичная часть единого целого. Русская живопись XIX века строится на эстетическом единстве и поэтому ее можно назвать зенитом русской живописи.
Закончив речь о живописи, вспомним историю литературы и музыки. В XX веке многие виду искусства оказались в тупике, став заложниками собственного совершенства. Им требовались новые пути развития, это привело к неистовым поискам новых форм и новых содержаний.

Современное искусство - заложник этого критерия новизны. Все и во всем требуют от него новых идей, размахивая загадочными словами вроде "неординарность" и "креативность".
Совсеменное искусство почти не развивается, потому, что оно не может развиваться. У него нет пути, оно истощено до неузнаваемости поиском новых форм, но даже самые внезапные из них уже повторяют самих себя.
Современное искусство почти всегда элитарно. Оно "не для всех" и "не всем", и "все", в общем-то, уже не обижаются, потому, что давно не могут понять зачем вообще нужен этот мутант (тем более, что у них есть массовая культура). Истощенное и исковерканное до неузнаваемости, оно местами все дальше и дальше уходит от действительности, а местами слишком тесно прижимается к ней. Это хаотических бег кругами человека, заблудившегося в лабиринте, по всем тем комнатам, где он, в общем-то, не раз уже был. Но есть ли выход из этого лабиринта?

Можно включить логику, и предположить, что он там же, где и вход. Назад, к тому, что мы называем "классикой", к старым формам и техникам - да будет так! Но процесс не может застыть в одной точке. Жизнь продолжается и чем дальше, тем чудесее и чудесее. Мне кажется - нас ждет некое всеохватывающее синтетическое искусство, прекрасное единение всех известных нам видов, оно уже есть - на уровне той же воспетой массовой культуры: всеми любимые видеоигры или современное "техническое" кино. Ах, прекрасное будущее: духовность и техника, идея и великое многообразие средств, чтобы ее выразить.

Ну, а в общем-то, знаю ли я о чем говорю? "Ах, что я видел, что я видел...". А видел я множество веселых выставок с их загадочными инсталляциями. Они таинственны. Пойдемте лучше в ГТГ?

На этой утопической ноте я заканчиваю свое сочинение.